О тенденциях развития отрасли SEO на рынке, проблемах и тонкостях продвижения сайтов в интернете, мы расспросили основателя профильного интернет-портала vysokoff.ru, успешного веб-мастера и блогера – Артема Высокова.
Артем, с какими вопросами и проблемами сегодня чаще всего приходят к тебе клиенты – стартаперы, начинающие SEO и вебмастера?
Сайт есть, трафика нет, помоги! Это самая распространённая проблема. Ну и что ж, приходится помогать. Вот результаты помощи за 2016 и 2017 годы.
Что происходит сейчас на рынке SEO – какие изменения ты реально ощутил на себе за минувшие 2 года?
Изменений невероятное количество. SEO меняется каждые 3-6 месяцев. Всегда приходится держать руку на пульсе. Особенно не даёт расслабиться Яндекс, постоянно меняет алгоритмы, выпускает бестолковые фильтры. Приходиться приспосабливаться.
Я вообще за максимально «белое» продвижение и если бы поисковики стали настолько умны, что можно было обходиться без «серых» схем (ссылки, соцсигналы), то я бы был только ЗА, однако, время искусственного интеллекта ещё не пришло, алгоритмы работают через костыли, поэтому приходиться иногда хитрить.
Сейчас очень популярен ютуб и видеоблоги самого разного рода. Для них SEO тоже необходимо?
Ютуб – это отдельная тема. Там также работают законы SEO-продвижения, но немного по-другому. Я, честно, признаю не силён в Youtube, поэтому комментировать или давать советы в этой сфере не могу.
Куда лучше вложить ресурсы – в SEO или продвижение в соцсетях?
Я всегда говорю своим заказчикам, что к продвижению необходимо подходить комплексно. Нельзя написать крутые тексты, но забить на юзаблити, или сделать крутой дизайн, но не прописать мета-теги. Максимальный эффект вы получите только занимаясь всеми направлениями сразу.
Лично я курируют онли SEO, про продвижение в соцсетях, т.е. SMM я почти ничего не знаю, также как и про Youtube.
Кроме того, для разного бизнеса подходит всё же разное. Например, девушке, которая делает маникюр нет смысла делать сайт, ей лучше завести аккаунт в ВКонтакте и там продвигать свои услуги, но вот заводу нефтяных резервуаров особого смысла нет заводить аккаунт в Инстаграмм, просто потому что там нет их аудитории. Если только фоточки красивой секретарши постить 🙂
Почти на всех семинарах по онлайн-бизнесу говорят про конверсию как ключевой показатель успешности работы. Как именно SEO может в этом помочь?
Задача SEO — продвинуть сайт и нагнать трафик и обеспечить конверсию, НО конверсией стоит считать именно звонок или заявку. То как отреагирует на этот звонок или заявку менеджер, уже не проблема SEO-специалиста. Зачастую бывает так, 4-5 месяцев успешно двигаешь проект, а владелец бизнеса недоволен, потому что продажи не растут, а потом выясняется, что манагер тупо забивали на звонки или динамили почту.
Конкретно в задачи продвиженца входит отслеживать как ведёт себя человек на сайте, что ему нравится, что не нравится, почему положил в корзину и не купил, на каком этапе застрял и прочее и прочее. Все эти косяки должен исправлять сеошники и облегчать жизнь потенциальному покупателю. А уж если покупателю будет легко сделать заказ, то и конверсия будет расти.
Часто к тебе приходят клиенты с вопросом: «У меня нет денег на SEO. Что можно сделать бесплатно для продвижения сайта?»
Нет, к счастью такие сверхразумы ко мне не приходят 🙂
Клиенты SEO: кто они сегодня? Есть какая-то тенденция изменения заказчиков SEO, твоей аудитории – например, становятся ли они крупнее/мельче или более/менее экспертны?
Если говорить о Москве, а именно оттуда у меня 90% заказов, то да, там предприниматели уже очень хорошо шарят в маркетинге и задают умные вопросы. С ними можно даже обсудить стратегию продвижения, бывает они сами советуют те или иные шаги.
Что касается регионов, в том числе и Волжского, то тут колхоз. Причём нищебродский колхоз. Люди хотят за 5000 рублей получать 5000 заказов, тогда как весь рынок может быть на 500 человек и всё это должно прийти через 5 дней после начала работ.
Именно по этой причине я стараюсь не работать с регионами, если только с крупняком. Кроме того, в Волжском и Волгограде я вообще всем отказываю, ибо, когда заказчик рядом – это ад, будет звонить каждый день, вызывать к себе в офис «обсудить работу», короче трепать нервы по полной и это опять же за три копейки.
В веб-разработке сейчас есть тенденция упрощения (плюс, экономии) корпоративных сайтов и интернет-магазинов до одностраничных. Какие нюансы SEO существуют в таком случае для лэндингов?
Лендинги работают не во всех нишах – нужно это понимать. Кроме того, лендинги практически нельзя двигать по SEO. Движение будет только в узких безконкурентных нишах. Такое есть только в регионах, Москва и Питер (но в Петербурге ещё кое-какие ниши свободны) нужно двигать только полноценный сайт.
Сколько нужно времени и денег, чтобы попасть на первую страницу выдачи по своему запросу?
Всё очень индивидуально и зависит от тематики и региона. Тем не менее, в любой нише и любом регионе ранее, чем через 3 месяца я никому не обещаю результаты. Это специфика работы поисковых систем, но многие этого не понимают.
Говорят, что для стабильного финансового положения нужно 3-4 источника дохода. Разделяешь ли ты это мнение? Например, реклама на твоем сайте: стабильный источник дохода?
Я всегда за диверсификацию. У меня у самого на данный момент порядка 10 разных источников доходов. Одни составляют 3% от общего дохода, другие 60%, но те мне менее они есть и они разные. Каждый из этих источников дохода можно качать и раскачивать до гигантских сумм, о которых я пока только мечтаю.
Именно диверсификация позволяет спать более менее спокойно, потому что я понимаю, что если загнётся одно направление, у меня есть ещё источники, в которые я перенаправлю силы и энергию и начну зарабатывать.
Качать одновременно все каналы, к сожалению, не представляется возможным чисто физически.
Несколько слов о «микротенденциях»: о развитии твоего сайта и планах по его оптимизации/наполнению/продвижению.
Это больная тема… К сожалению, своему блогу я уделяю очень мало времени, это, кстати, ещё один актив, которые работает не на полную мощность. Однако, буквально не давно я решил создать один трафиковый раздел, который начнёт раскачивать сайт и привлекать новых клиентов, но об этом пока рано говорить, вот когда сделаю, тогда посмотрим 😉
Артем, спасибо за твои экспертные комментарии, успехов и новых клиентов в таком нелегком, но очень интересном бизнесе!